С 1 января 2013 года новый закон о бухгалтерском учете вступил в силу, и налогоплательщиков упрощенки обязали вести бухгалтерский учет. Здесь возник вопрос: надо ли восстановить бухучет на упрощенке, поскольку многие остатки получить просто невозможно. Как отражать остатки в балансе и форме статистики?
В балансе учитываются остатки по состоянию на три даты: на 31 декабря 2012, 2011 и 2010 годов. Отчет о прибылях и убытках включает в себя доходы и расходы за текущий период, а также за два предыдущих года (2012 и 2011). Для этого нужны невходящие остатки. Поскольку Закон № 402-ФЗ введен в действие только с 2013 года, то входящих остатков у упрощенщиков не было, и они теоретически не нужны.
Многие придерживаются такой позиции, что все-таки учет нужно восстановить. Рассмотрим, как это сделать.
Если обращаться в специальную компанию, это стоит дорого. Как можно бухгалтеру восстановить учет быстро?
1. Остатки по кассе – посмотреть в кассовой книге, от ведения которой упрощенщики не освобождены.
2. Остатки по расчетному счету – из выписок банков.
3. Остатки по страховым взносам фондов – из формы 4 ФСС и РСВ-1.
4. Остатки по налогам: можно взять сверку в налоговой инспекции.
5. Основные средства и НМА – из инвентарных карточек, которые должны были вестись в организации.
6. У поставщиков и подрядчиков можно взять акты сверок.
7. Размер уставного капитала оговаривается в Уставе при регистрации общества.
8. А вот с остатками по материалам, товарам, незавершенке нужно повозиться. Для этого необходимо провести инвентаризацию остатков по состоянию на 31 декабря 2012 года. Остатки пересчитать и оценить согласно рыночным ценам. Их можно взять из последних приходных накладных.
9. Задолженность по заработной плате – из платежной ведомости.
10. Задолженность по подотчету – из авансовых отчетов.
Полученные данные необходимо ввести в программу. Если вы пользуетесь Бухгалтерией 1с, то данные заносятся по дебету или кредиту счета остатков в корреспонденции со счетом 00.В конце получится разница по счету 00, которую необходимо отнести на расходы или доходы компании, т.е. в дебет или кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Если восстановить показатели нет возможности, то нужно сдать отчетность по принципу вновь созданного предприятия: с входящими нулевыми остатками за прошлые годы.
Что делать, если восстанавливать бухучет совсем не хочется? Тогда вы не сможете корректно составить отчетность, и можете нарваться на камеральную проверку. К тому же, если у компании нет обязательных бухгалтерских регистров, ее ждет ответственность по статье 120 НК РФ, предусматривающей размер штрафа от 10 000 до 30 000 руб. К тому же штраф за непредставление бухгалтерской отчетности за 2013 год - 200 руб. за каждый непредставленный документ (согласно ст. 126 НК РФ ).
Но малым предприятиям дали поблажку. Отчетность можно формировать по упрощенной форме (приказ Минфина России № 113н от 17 августа 2012 г.), которая не предусматривает детализацию показателей к статьям баланса и отчета о прибылях и убытках. К тому же, при организации учета предприятия на спецрежиме могут укрупнять синтетические счета при своей деятельности (Закон «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» ). Эти действия могут сделать работу бухгалтера проще, но в то же время могут отрицательно сказаться на достоверности информации.
Есть вероятность, что со 2 квартала 2013 года обязанность вести бухучет на упрощенке отменят, но пока от бухучета освобождены только индивидуальные предприниматели. Новости по учету при УСН читайте здесь.
Бесплатная книга
Как рассчитать отпускные правильно и успеть отдохнуть.
Скорее в отпуск!
Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".
Хорошую у Вас тут можно встретить информацию. Искал, но не нашел список документов, которые необходимы для ИП по УСН, чтобы правильно вести учет доходов и расходов и составлять правильно налоговую отчетность. А вообще можно ли самостоятельно без бухгалт. образования вести бухучет, к примеру, небольшого магазина сумок?
Можно и самому вести, К тому же учет по УСН разрешено вести упрощенно. скорее всего ,его отменят, останется только книга доходов и расходов. О том, как ее заполнить, читайте в статье http://prednalog.ru/novaya-kniga-ucheta-dohodov-i-rashodov-dlya-usn-na-2013-god-izmeneniya-zapolneniya/
Да только и следи за изменениями. Хорошо когда у меня в штате есть опытный бухгалтер. Будем надеяться на его своевременные знания)
Случайно на Вашем сайте оказалась, и кстати .Если появятся вопросы- буду заходить.
Здравствуйте, Я хочу сказать, что налоговики сами отвечают, что восстанавливать бухгалтерию не надо. Так же бухучет надо будет вести только организациям, а ИП — не надо.
ИП и так бухучет не ведут независимо от режима налогообложения.
Спасибо за статью! Это очень полезный материал, особенно для ИП и бухгалтеров!!! ИП и руководители предприятий с небольшим количеством работников думают, что все просто, ведь что там упрощенка (!)- учет «сводят» только в «купил-продал, и деньги в карман». А оказывается сколько всего нужно… И дениги в карман просто так нельзя положить — все через бухгалтерию и по документам… И чтоб все в соответствии с НК и нормативными документами (!). Может бухгалтеров ценить начнут!
Отличная статья. Бухгалтером работала очень давно. На данный момент времени, я просто физическое лицо, возможно в будущем, для меня эта информация будет актуальной.
Я сама бухгалтер. Веду нескольких предпринимателей. И ничего они не думают, что все просто)) иначе бы сами сдавали отчетность) Послушайте, как в ФинКонт преподносят вопросы взаимодействия бухгалтера и руководителя.