Инвентаризация при УСН: недостача, излишки, пересорт.

недостачм товаров уснИнвентаризация при УСН проводится, если вы заметили, что у вас портится товар или откуда-то появился новый, или вдруг подозреваете своих сотрудников в воровстве и пр. Она также необходима для контроля за деятельностью компании. В малых предприятиях, в основном, проводят инвентаризации время от времени или по происшествию какого-то чрезвычайного события. Лучше проводить инвентаризацию регулярно. Для оформления инвентаризации используют инвентаризационную ведомость. При обнаружении недостачи используют сличительную ведомость. Формы данных документов вы можете установить свои собственные. Но основным условием правильного оформления являются данные о соответствии или несоответствии фактического наличия с данными в первичке.

Инвентаризационная или сличительная ведомости являются подтверждающими документами для признания недостачи с последующим отнесением ее на виновных лиц или на убытки компании. Также могут быть выявлены и излишки.

Как оформить недостачу?

При оформлении недостачи необходимо указать причину. Причинами могут служить:

- затраты производства и обращения (например, при хранении, транспортировке и пр.);
- затраты за счет виновных лиц;
- затраты, если виновные лица не установлены или их вина не доказана.

Как списать убытки при недостаче?

Для списания недостачи на издержки, у вас должны быть подтверждающие документы. Формы документов для оформления недостачи вы можете разработать сами или пользоваться стандартными бланками. К ним можно отнести: ТОРГ-6 (завес тары), ТОРГ-15 (порча, бой, лом), ТОРГ-16 (списание товаров), ТОРГ-20 (подработка, подсортировка, перетаривание товаров) и прочие.

При расследовании причин недостачи, вы можете найти виновное лицо – материально ответственного работника. Сумма ущерба определяется на основании закупочной стоимости недостающего товара. С виновного работника берется объяснение о причине недостачи письменно. Если вина работника установлена, решение о возврате недоимки оформляется приказом. Данный документ необходим для списания недоимки в издержки или для судебного разбирательства. Упущенная выгода от недостачи товаров в виде наценки в расчет не берется.

Если с виновным сотрудником не заключен договор о материальной ответственности, или даже в ходе судебного разбирательства его вина не доказана, ущерб за счет работника списать нельзя.
Если виновного лица нет, недостачу товара вернуть нельзя, также, как и списать в расходы.

Как учитывать недостачу в налогах по инвентаризации при УСН?

Конечно, первым желанием компании или ИП будет: отнести недостачу в расходы. Но здесь мы сталкиваемся с закрытым перечнем расходов при УСН, определенным в статье 346.16 НК РФ, в котором списание недостачи не предусмотрено.

Тем не менее, есть и другая статья - статья материальных расходов (п.5 ст. 346.16), куда включается ст. 254 НК, в которой предусмотрена возможность отнести потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товаров в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ. Сумма естественной убыли определяется путем умножения количества товара на его норму естественной убыли, а затем на стоимость единицы товара.

Какие документы нужны для налоговой, чтобы определить сумму недостачи?

- инвентарные ведомости;
- акты, подтверждающие недостачу;
- объяснительная записка сотрудника и т д.

Для компаний расчеты естественной убыли можно оформить бухгалтерской справкой.

Как быть, если затраты превышают норму естественной убыли или были произведены по вине сотрудника?

В закрытом перечне расходов по УСН не определено таких расходов, соответственно, при расчете УСН недостачу и порчу товара можно отнести в расходы только в пределах установленных норм естественной убыли.

Если виновное лицо возмещает недостачу, данные суммы признаются внереализационным доходом компании и учитываются в базе на момент возмещения ущерба виновником.

Таким образом, при выявлении недостачи для плательщиков УСН картинка складывается совсем не выгодная. Помимо того, что недостачу выше нормы естественной убыли нельзя признать в расходах, еще и сумма возмещения недостачи считается доходом, учитываемым при расчете упрощенного налога.

Чтобы как-то уменьшить налоговую нагрузку, проще возмещение оформить как продажу товара виновному лицу. В этом случае работник вернет вам сумму, а вы сможете списать стоимость товара в расходы и отразить доходы от реализации. К тому же вы можете оформить реализацию товара без наценки (по себестоимости). Тогда налогов по данной операции не возникнет. Данная форма возмещения недостачи возможна и при частичном повреждении или порче товара. Такой товар можно продать с уценкой. В этом случае налоговая нагрузка будет минимальная.

Что делать, если получилась пересортица при расчете налога УСН?

Если по результатам инвентаризации у вас образовались излишки, они учитываются в качестве внереализационных расходов. Но перекрыть недостачу по одним позициям товара за счет излишков по другим при пересортице при УСН нельзя.

Излишки товара учитываются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Причем, при реализации данного товара вы должны его учесть по общим правилам: определить доход от реализации. Фактически получается, что вы учитываете излишки два раза. Но позиция Минфина такова, что двойного налогообложения здесь не возникает, поскольку сначала вы определяете внереализационный доход от излишков и учитываете его, а затем учитываете оплату от покупателя.

К тому же расходы, связанные с приобретением товара для его последующей перепродажи, списать вы не можете, и чиновники не дают никаких пояснений по этому поводу. А чтоб признать расходы при учете упрощенного налога, он должен быть оплачен. Если же у вас образовался пересорт, доказать оплату практически невозможно .

Бесплатная книга

Как рассчитать отпускные правильно и успеть отдохнуть.

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий